RSS

Методика

ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНАМИ ГОСТЕХНАДЗОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГОРАССМОТРЕНИЯ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВОПРОСА ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПРАВО ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ВНЕДОРОЖНЫХ МОТОСРЕДСТВ, ТРАКТОРИСТОВ И МАШИНИСТОВ САМОХОДНЫХ МАШИН

I. Общие положения

1. Настоящая методика разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 141 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техниче­ским состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Феде­рации» и должна обеспечить единый подход органов гостехнадзора к проведению обследования образовательных учреждений с целью установления соответствия организации в них учебного процесса и выдачи свидетельств для последующего рассмотрения в установленном порядке вопроса о государственной аккредитации и выдачи им лицензий на право подготовки и переподготовки водителей внедорож­ных мотосредств, трактористов и машинистов самоходных машин.

2. Лицензирование - это определение соответствия проведения образовательного процесса государственным и местным требованиям в части: строитель­ных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся и работников; оборудования учебных помещений; оснащенности учебного процесса; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Лицензированию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» подлежат государственные и негосударственные образовательные учреждения:

начального профессионального образования (профессиональные училища, профессиональные лицеи);

профессиональной подготовки, реализующие программы начального профессионального образования - учебно-курсовые комбинаты (пункты), учебнопроизводственные центры, технические школы (горно-механические, мореходные, лесотехнические и другие, вечерние (сменные) и другие);

среднего и высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы начального профессионального образования;

среднего индустриально-педагогического образования;

общеобразовательные, осуществляющие в качестве дополнительных образовательных услуг начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку;

подразделения предприятий, учреждений и организаций, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабо­чих и служащих;

повышения квалификации (курсы и т.д.);

филиалы, отделения и другие подразделения образовательных учреждений, реализующие программы начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

дополнительного профессионального образования.

3. Аккредитация - это доверие государства образовательному учреждению на определенный срок осуществлять выпуск рабочих (специалистов), качество подготовки которых соответствует требованиям соответствия государственных образовательных стандартов.

Аккредитация дает право образовательным учреждениям выдавать его выпускникам документы государственного образца.

Вопрос о государственной аккредитации образовательного учреждения решается при положительном заключении после его аттестации.

4. Аккредитация - это вид государственно-общественного контроля за эффек­тивностью работы образовательного учреждения. Оценка образовательного учреж­дения основывается на сравнении результатов его деятельности с предъявляемыми к нему требованиями и его возможностями.

Основными задачами аккредитации являются: диагностика и принятие решения по аккредитации образовательного учреждения; оказание конкретной помощи об­разовательному учреждению в устранении выявленных недостатков; социальная защита молодежи и взрослого населения от предоставления некачественных обра­зовательных услуг.

Содержание аккредитации образовательного учреждения включает в себя ана­лиз соответствия требованиям государственных стандартов профессионального образования:

качества подготовки выпускников;

содержания учебных планов и программ по подготавливаемым профессиям (специальностям);

уровня квалификации руководящих и инженерно-педагогических кадров;

учебно-материальной базы;

содержания и организации теоретического и производственного обучения обучающихся.

Государственная аккредитация действующих образовательных учреждений осуществляется, как правило, один раз в пять лет (если иное не предусмотрено законом) по инициативе и заявлению образовательного учреждения в соответствующий орган управления образованием.

Для проведения аккредитации создается комиссия, в которую включаются представители государственного органа управления образованием, ве­дущих образовательных учреждений, учебно-методических органов, организацией заказчиков, общественных организаций и других заинтересованных органов, в том числе гостехнадзора. Состав комиссии во главе с председателем утверждается приказом органа управления образованием.

По итогам аккредитации составляется заключение.

П. Обследование органами гостехнадзора образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей внедорожных мотосредств, трактористов и машинистов самоходных машин

5. Обследование образовательных учреждений на соответствие их материальной базы и оснащенности учебного процесса требованиям, предъявляемым при выдаче лицензий на право подготовки и переподготовки водителей внедорожных мотосредств, трактористов и машинистов самоходных машин проводится органамигостехнадзора по заявлению образовательного учреждения (приложение № 1).

6. К заявлению должны быть представлены копии документов: Устава образовательного учреждения; свидетельства о государственной регистрации образова­тельного учреждения; общих сведений об образовательном учреждении (приложе­ние № 2); сведений о педагогических кадрах и укомплектованности штатов (при­ложение № 3); данных о материально-технической базе и оснащенности образова­тельного процесса (приложения № 4 и № 5); документов, подтверждающих право владения, пользования помещениями.

7. В Уставе образовательного учреждения должны быть указаны: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; учредитель(ли) образовательного учреждения; организацион­но-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процес­са, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения; порядок управления образова­тельным учреждением.

8. Сведения о материально-технической базе и оснащенности учебного процесса должны представляться отдельно по каждой подготавливаемой профессии (специальности).

9. Сведения о руководстве и преподавательском составе должны содержать в себе данные об образовательном цензе (приложение № 3).

10. При поступлении заявления и перечисленных выше копий документов в органы гостехнадзора проводится их анализ.

11. Потребность образовательного учреждения в учебных кабинетах проверяется по формуле:

Рхп

П = ---------;

0,85Ф

где, П - число необходимых кабинетов;

Р - расчетное учебное время полного курса на одну группу (в учебных часах);

п - общее число групп;

Ф - фонд времени использования помещений, равный произведению числа учебных недель в полном курсе на недельную нагрузку в часах (36 ч.);

0,85 - постоянный коэффициент использования учебных площадей.

Например, учебным планом подготовки новых рабочих по профессии «Машинист экскаватора одноковшового» 4-го разряда (срок обучения - 6 мес.) по теоретическому обучению предусмотрено 400 часов.

Предполагаемый контингент учащихся - 4 учебные группы; число учебных недель-12, тогда:

400 х 4

П = --------------------- = 5 (кабинетов) .

0,85(12x36)

12. Потребность в учебных кабинетах по каждому предмету после определе­ния их общего числа проверяется по формуле:

pxn

П = --------;

Ф

где, П - число кабинетов для одного предмета;

р - расчетное время по предмету;

n - число групп, изучающих данный предмет;

ф - фонд времени использования помещений, предназначенных для изучения данного предмета, равный произведению числа недель на недельную нагрузку в часах (36) по предмету.

В данном случае на предмет «Специальная технология» учебным планом отведено 220 часов, тогда:

220x4

П = ------------ = 2 (кабинета).

12x36

13. Потребность в лабораториях и мастерских для практических занятий проверяется по формуле, указанной в пункте 12 настоящей Методики.

14. Потребность в учебных самоходных машинах для практических занятий проверяется по формуле:

pxn

П = --------;

Ф

где, П - число учебных самоходных машин для индивидуальных практических занятий;

р - расчетное время по практическим занятиям;

п - число учащихся в учебной группе;

ф - фонд времени использования самоходной машины, равной произведению числа недель (12) на недельную нагрузку в часах (36).

В данном случае на обучение приемам управления одноковшовыми экскаваторами учебным планом отведено 32 часа на одного обучаемого, тогда:

32x25

П = ------------ = 2 (машины).

12 х 36

15. После анализа представленных в органы гостехнадзора документов проводится обследование материальной базы и средств обеспечения учебного процес­са образовательного учреждения.

16. Образовательные учреждения для подготовки и переподготовки водителей внедорожных мотосредств, трактористов, машинистов самоходных машин должны располагать: учебными кабинетами (классами), лабораториями и мастерскими, оснащенными необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями, закрытой от движения площадкой или трактородромом, учебными самоходными машинами.

17. Перечень кабинетов, лабораторий и мастерских включает в себя: кабинеты основ рыночной экономики, техническому (общетехническому) и отраслевому курсу, специальной технологии, правилам дорожного движения и основам безопасности движения; лаборатории по устройству самоходных машин, устройству и техническому обслуживанию установленного навесного и смонтированного на машинах оборудования, прицепных и навесных машин, техническому обслужива­нию самоходных машин; мастерскую для слесарных работ и тренажерный кабинет (класс).

18. Количество кабинетов (классов), лабораторий и мастерских по каждому предмету и учебной техники определяется расчетным путем в зависимости от среднегодового контингента по формулам, указанным в пунктах 11, 12 и 13 настоящей Методики.

19. Кабинеты (классы) для теоретических занятий должны иметь рабочее место (кафедру) преподавателя, классную доску, столы и стулья из расчета одновременной посадки 30 чел. и при необходимости демонстрационный стол для показа отдельных узлов и деталей, учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; учебное оборудование в количестве, обеспечивающем полную и качественную отработку программного материала.

Лаборатории должны иметь учебные места для отработки заданий звеньями по всем темам предметов и оснащенные рабочим столом (верстаком), учебным оборудованием, комплектом инструментов, приборов и приспособлений, учебной документацией.

Учебные места и оборудование должны быть размещены с учетом рационального и полного использования полезной площади, а также требований техни­ческой эстетики, правил охраны труда и противопожарной безопасности, крупные механизмы и части самоходных машин установлены на подставки, действующие самоходные машины и двигатели в лабораториях, мастерских иметь вентиляцию и трубопроводы для отвода наружу отработавших газов.

20. Результаты расчетов потребности и наличия учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, самоходных машин государственный инженер-инспектор гос­технадзора сопоставляет с табличными данными и делает соответствующие выводы.

21. При экспертизе соответствия учебных площадей требованиям строительных и санитарно-гигиенических правил и норм необходимо руководствоваться СНиПами с учетом региональных поправок к ним (приложение № 6).

22. Государственным инженером-инспектором гостехнадзора проводится анализ качественного и количественного состава руководящих и инженерно-педагогических кадров образовательного учреждения. Изучаются личные дела руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения с целью установления соответствия профессионального образования кадров профилю подготавливаемых профессий, занимаемой должности и наличия необходимой квалифи­кации.

23. Анализируется учебная документация на соответствие учебных планов профессиям и специальностям Перечню профессий учреждений начального профессионального образования для подготовки рабочих.

24. По итогам обследования образовательных учреждений и анализа представленных документов органами гостехнадзора составляется заключение по уста­новленной форме (приложение № 7) и выдается свидетельство (приложение № 8).

25. Бланки свидетельства изготавливаются в организациях, имеющих лицензию на право занятия указанным видом деятельности по заявкам органов гостех­надзора субъектов Российской Федерации на основании заключенных договоров являются документом строгой отчетности.

26. Учет поступления и расходования бланков свидетельства ведется по ранее утвержденному Журналу поступления и выдачи специальной продукции.

27. Для обследования образовательных учреждений на предмет их дальнейшей аккредитации необходимо представить в органы гостехнадзора:

заявление (приложение № 1);

общие сведения об образовательном учреждении (приложение № 9);

данные по аттестации обучающихся; о выпуске и трудоустройстве молодых рабочих (приложение № 10);

данные о качественном и количественном составе руководящих и инженер­но-педагогических кадров (приложение № 11);

сведения об учебно-материальной базе для теоретического обучения (приложение № 12);

сведения об учебно-материальной базе для производственного обучения (приложение № 13).

28. После анализа представленных документов и обследования образовательных учреждений составляется заключение и выдается свидетельство по формам, указанным в пункте 24 настоящей Методики.

29. Органы гостехнадзора осуществляют контроль за образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и лицензию на право подготовки или переподготовки водителей внедорожных мотосредств, трактори­стов и машинистов самоходных машин в части соблюдения ими нормативных ак­тов, регламентирующих указанную деятельность.

30. При выявлении несоблюдения нормативных актов, устанавливающих требования к подготовке или переподготовке водителей внедорожных мотосредств, трактористов и машинистов самоходных машин, руководству образовательного учреждения выдается предписание об устранении нарушений.

31. В случае невыполнения образовательными учреждениями предписания, касающегося устранения нарушений, связанных с несоответствием требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса после выдачи обязательного свидетельства органы гостехнадзора направляют представление о досрочном прекращении срока действия лицензии и государственной аккредитации в органы управления образованием субъекта Российской Федерации и выдавшему лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности и ви­новные лица несут административную ответственность в соответствии с дейст­вующим законодательством.

Заявление

Общие сведения об образовательном учреждении

Данные по аттестации обучающихся о выпуске и трудоустройстве молодых рабочих

Данные о качественном и количественном составе руководящих и инженер­но-педагогических кадров

Сведения об учебно-материальной базе для теоретического обучения

Сведения об учебно-материальной базе для производственного обучения